Технологии

ГОД ПЛАНШЕТОВ, ИЛИ ИЗДАТЕЛЬСТВО НА ЛАДОНИ

Слухи о смерти бумажной прессы несколько преувеличены? Смотря как к ним относиться. Мало кто согласится, что с приходом цифровых технологий умерла фотография. Стали меньше снимать на пленку? Да. Но стало ли меньше настоящих фотографов? Так же и с прессой — от того что совокупное количество зарегистрированных пользователей различных сетей и сервисов скоро превысит (если еще не превысило) население Земли, журналистов больше не стало (стало ли меньше читателей изданий на бумаге — другой вопрос). Понятно, что иные блоггеры на голову выше многих «работников пера», но также ясно и что в основной массе журналистами их не назовешь. Как, впрочем, и не всякий обладатель мыльницы (а хоть и самой что ни на есть профессиональной зеркалки) — фотограф.

Чем отличается пресса от хаотичного блоггерства? — периодичностью, предсказуемостью (читатель знает чего ожидать), стабильным набором авторов, тем и уровня подготовки материалов и т.д. Всего этого ожидает читатель и от новой генерации журналов, которые теперь ориентированы на планшетные устройства — iPad, BlackBerry PlayBook, Motorola Xoom, Samsung Galaxy Tab, HP TouchPad и им подобные носимые гаджеты.

Веб 2.0 или Вторая волна

C появлением планшетных устройств и систем дистрибуции платного контента все больше издателей обращают свои взгляды на новый рынок. Волна, как водится, пошла с Запада. В конце года шумно запустил свой журнал для iPad под названием Project известный британский сумасброд и основатель британской корпорации Virgin Ричард Брэнсон. Уже не первый день для iPad выпускаются мультимедийные версии таких изданий как Wired, Esquire, GQ, New Yorker. Сообщил о выпуске специальной версии Playboy и Хефнер. Более того запущена первая ежедневная газета, которая будет выходить исключительно на iPad. Это детище медийного магната Руперта Мердока под незатейливым названием The Daily уже в первые недели после запуска набрало более двухсот тысяч подписчиков в США. Ради справедливости, стоит отметить, что эта тестовая подписка была бесплатной. В то же время бизнесмен отказался от работы над проектом Alesia, который задумывался как платная альтернатива свободному агрегатору новостей Google News. Проект предусматривал объединение контента всех изданий News Corporation и его дистрибуцию на мобильные устройства, в том числе планшеты. Проект обошелся не менее чем в $30 млн. Тем не менее, Мердок оптимистичен как никогда: «Наша целевая аудитория – это 15 млн владельцев iPad».
Не сильно отстают и российские коллеги. Первопроходцами стало РИА Новости, вслед поспешили Men’s Health, «Космополитэн» и другие. К слову, Cosmo за год выпуска электронного приложения планирует набрать в России около 12 тыс. подписчиков. Запомним эту цифру и вернемся к ней позже.
Всё, что нужно для производства электронных изданий технически уже есть в наличии – Woodwing Digital Magazine Tools и Adobe Digital Publishing Solution (вот-вот и Quark выпустит App Studio), и они же предложат средства для публикации в HTML 5. Вопрос в другом — в качественном содержании, актуальности его для подписчиков в различных регионах и готовности издателей к новым экспериментам с производством и продажей цифрового контента. И прежде чем перейти к рассмотрению инструментов для создания электронных публикаций попробуем разобраться в том, чем этот продукт (издание для планшета) принципиально отличается от всего, что было ранее и насколько.
Что предлагает нам планшет помимо мобильности? Интерактивность, качественное отображение, по сравнению, скажем, с мобильным телефоном, и вместе с тем практически тот же набор функций, что доступен на «обычном» компьютере. А многим ли отличается цифровой журнал для планшета от интерактивного издания в формате PDF, Flash или HTML? С точки зрения возможностей формата, за исключением «чувствительного» управления непосредственно с экрана, не многим, хотя и существенным. Так почему, если первая волна электронных журналов eZine не принесла издателям долгожданной эволюции, мы ждем ее с приходом iPad и им подобных? Один раз мыльный пузырь доткомов лопнул (не он ли был последним звонком перед разразившимся кризисом виртуальной экономики?), чего ждать издателям от вложений в цифровое издательство? И здесь мы переходим к, возможно, самому важному.

Очередное будущее печати
На выставке IPEX–2010 в своем докладе, посвященном цифровым медиа, Колин Томпсон (Cavendish)отметил, что число пользователей iPod достигло 50 миллионов человек за 3 года, и представил следующий прогноз своего агентства. Распределение общего объёма информации между печатной и электронной формой ее представления к 2025 году составит 35 и 65 процентов соответственно. Сравните с примерным паритетом в прошлом году и с 70 против 30 в 1998-м. Томпсон не одинок в своих прогнозах. Так футуролог Росс Доусон под конец прошлого года опубликовал график ухода прессы с карты мира (www.futureexploration.net/Newspaper_Ext

inction_Timeline.pdf).
По мнению Доусона, печатная пресса практически утратит свое значение в США в 2017-м, в Англии — в 2019-м, в Канаде и Норвегии — в 2020-м и так далее. Российским печатным изданиям повезет согласно прогнозу больше (2036), они расположились в одном ряду с турецкими, мексиканскими и монгольскими. Подробнее — на сайте журнала «Форбс» (www.forbes.ru/tehno-opinion/budushchee/64113-chto-delat-segodnya-esli-gazety-umrut-zavtra).
Еще пример? Editor&Publisher — журнал о медиабизнесе, который некоторые называют «библией» американской медиаотрасли, полностью открыл доступ к своему сайту. Издание сообщило, что прекращает взимать плату за доступ, чтобы позволить как можно более большему количеству посетителей просматривать «эксклюзивный контент». Приведем в этой связи мнение председателя правления АРПП Александра Оськина: «Совершенно очевидно, что издательский контент продается в Интернете крайне плохо, исследования западных консалтинговых групп показывают, что потребитель готов платить от 3 до 15 евро в месяц за доступ к конкретному информационному ресурсу (сайту) с полным информационным сервисом. Это деньги, безусловно, очень небольшие, но рекламодатель не доверяет интернет-СМИ и не ломится туда со своей рекламой в силу непредсказуемости результативности своей публикации.
Современный издатель, привыкший к большим тиражам и большим рекламным доходам, откровенно пасует перед натиском Интернета и не знает, что делать. Ошибки типа прямого перенесения изданий в Интернет приводят к издательскому каннибализму, к неудачам печатной и электронной версий одновременно.
Руперт Мердок, имея большие финансовые возможности, ставит эксперименты, значимые для всего медиасообщества планеты. Тут имеют значение и победы, и поражения, поэтому можно предположить, что эксперименты Мердока обречены на успех в будущем. Каким оно будет сказать трудно, но некоторые предположения можно сделать. Издателей станет значительно меньше, будет развиваться практика индивидуальных газет в одном экземпляре, реклама будет распространяться в большей степени по социальным сетям с помощью технологий гипертаргетирования. А медиабизнесу, если он хочет выжить, предстоит освоить среди прочего технологию web-волны в социальных сетях и научиться пользоваться агрегаторами, «роботами» и прочими новыми инструментами в своих интересах в сети. Словом, или измениться, или погибнуть».
Так в чем же эти незаметные на первый взгляд, но существенные отличия новых медиа? В возможности представлять именно ту информацию, которая необходима конкретному потребителю в конкретное время и в определенном месте. В воздействии максимально доступным спектром средств, за исключением запахов, вкусов, тактильных ощущений и т.п., но это сегодня. Дизайн здесь крайне важен, поскольку он должен практически «сесть» в пальцы, и каждое действие может сопровождаться не только зрительным, но и звуковым событием, и буквально требовать активного отклика пользователя.
Новые медиа приносят не только новую модель восприятия и активного взаимодействия (диалога), но и новую модель дистрибуции. Планшетные издания позволяют включать видео, интерактивные карты, 3D-галереи, аудио-комментарии, круговые панорамы, игры, интегрировать социальные сервисы: читатель (посетитель?) может переслать материал другу, похвалить статью в Facebook или twitter, сразу написать отзыв. Каждый рекламный блок может иметь прямую ссылку на web-cайт и активную визитку со всей необходимой контактной информацией и QR-кодом для простого занесения контакта в телефон. Каждый товар может быть снабжен ссылкой на галерею и любую дополнительную информацию, отзывами клиентов и возможностью получить мгновенную скидку, а пользователь может мгновенно заказать и даже оплатить товар. Не стоит забывать и про возможность геотаргетинга рекламных объявлений, и про более тонкие персонализированные посылы при помощи онлайн-аналитики и маркетинга. Содержание и представление ограничены только фантазией заказчика, издателя и медиадизайнера.

ИНСТРУМЕНТЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ПЕЧАТЕН
Перевод изданий в цифровую форму начался, можно сказать, одновременно с появлением систем DTP. Примерно в одно время были модными платный доступ к закрытым разделам сайтов и продажа PDF-версий. Последнее относилось (и относится в основном, достаточно вспомнить Seybold) к узкоспециализированным изданиям и публикациям. Широкой популярности среди массовых пользователей платные (да и бесплатные) PDF не сыскали и следующей попыткой популяризации «железных» страниц стал Flash.
Сервисы росли как грибы – Issue, Zinio, Zmag… Заняться дистрибуцией печатного контента, облачив его в несложную флэш-обертку, были не прочь многие. Да и сейчас эти услуги еще предлагаются. Безусловно, Flash имеет определенные плюсы, но и война Джобса с флэш-мельницами имела под собой основания и, что немаловажно, принесла свои результаты.
Напомним, что Apple активно противодействовал проникновению Flash на свою платформу. Джобс настаивал на том, что открытость Flash-технологии эфемерна, на самом деле она является стопроцентно проприетарной разработкой Adobe. Другие доводы против Flash — это проблемы с безопасностью, быстродействием и стабильностью работы и, наконец, отсутствие поддержки multi-touch жестов. Но основная причина была в том, что Adobe продвигал Flash как идеальный инструмент для создания кросс-платформенных приложений, а отнюдь — не идеальных программ для iPhone OS.
Евангелист Adobe Дуэйн Никол в интервью O`Reilly на конференции Web 2.0 Expo реагировал довольно спокойно: «Продвижение Flash и HTML5 в сторону мобильных разработок будет развиваться так же, как и в интернете в целом. Adobe дает разработчикам выбор использовать те средства, которые им больше по душе. Flash-платформа безусловно представляет интерес для мобильных разработок и единственной помехой является то, что она не работает на iOS-устройствах. В любом случае выбор остается за потребителем. Millennial Media недавно опубликовала данные, что телефоны на базе Android составили 46% рекламного трафика в их сети, в то время как устройства от Apple лишь 32%. Android-устройства, которые уже с версии 2.2 поддерживают Flash, являются вторыми по популярности и будут еще популярнее. Так же развивается и рынок планшетов. Компания Research in Motion (RIM), устройства которой поддерживают и HTML5 и Flash Player, активно растет, несмотря на лидерство Apple». Действительно, если посмотреть на каталог приложений Blackberry, Chrome или Amazon Android Apps, можно увидеть, что отнюдь не «эпплом единым»…
<…>
В итоге появились все необходимые инструменты, а заодно и сервисы по публикации журнального контента в мультимедийные форматы, использующие преимущества планшетов. Многие из сервисов осуществляют и функции «газетного киоска» (этакая цифровая типография и продавец в одном лице) и предлагают услуги по конвертации изданий в планшетный вид, благо SDK для разработчиков у Apple (iOS) и Google (Android) доступны. А теперь подоспели и специализированные пакеты. Впрочем, подоспели не совсем верное слово. Компания Woodwing уже давно предлагает свои решения для планшетных публикаций. С неё и начнем.

«Открытый» формат Woodwing
Начав в 2000 году с разработки дополнений к InDesign, компания вскоре заявила о себе как серьезном производителе клиент-серверной издательской системы Enterprise Publishing System. В дополнение к ней был разработан инструмент Digital Magazine Tools (DMT). С его помощью перешли на таблетки уже более полусотни изданий, в числе которых Sports Illustrated, TIME Magazine и другие. Стоить отметить, что все приложения Woodwing (DMT, Content Station, Brand Station, Smart Catalog и др.) могут работать в связке, организуя тем самым настоящую фабрику по выпуску периодики в различных форматах.
В задачу настоящей статьи не входит пошаговая инструкция по созданию планшетного приложения, оставим это поставщикам решений и конечным пользователям систем. Общее же представление о механизме работы DMT можно получить на сайте компании — http://woodwing.com/en/digital-magazine/ipad-tools. Вообще, на мой взгляд, эта компания предлагает лучшие на сегодняшний день инструменты для цифрового паблишинга, что подтверждается и базой инсталляций, и поддержкой большого числа платформ. В их числе — iOS, Android, Playbook OS и webOS. Деморолик о том, как работает система, доступен на сайте http://woodwing.com/en/digital-magazine/ipad-now.
<…>
Впечатляют и последние инициативы разработчиков. Так они опубликовали спецификацию «Открытый формат интерактивных публикаций» (www.ofip.info) и реализуют вывод из системы в HTML5 (демо доступно по адресу http://cdn.woodwing.net/101399/html5reader/woodwing/).

Классика от Adobe
И все же основным инструментом для многих, надо полагать, будет решение предложенное компанией Adobe. Пакет Creative Suite 5.5 предоставляет набор сервисов, инструментов и технологий для создания и тестирования цифрового контента, оптимизации изданий, публикации непосредственно из InDesign CS5.5 и продажи потребителю цифровых публикаций под брендом издателя. Руководство доступно на сайте компании.
InDesign CS5.5 по числу новых функций тянет гораздо более чем на половину версии. Чего стоит один набор инструментов для цифрового паблишинга. Он включает в себя плагин Digital Publishing и панель Overlay Creator, знакомую многим по бета-версии. Она позволяет дизайнерам интегрировать в макет видео, аудио, панорамы, объекты с возможностью вращения на 360 градусов, код HTML5, реализовать панорамирование и масштабирование изображений, а также некоторые другие опции. Панель Folio Builder обеспечивает доступ из InDesign к хостингу Digital Publishing Suite для загрузки публикаций на сервис Folio Producer и подготовки файлов электронного издания (.folio) для доставки потребителям (сервис DPS оплачивается отдельно). А Content Viewer for Desktop (пока только под Мак) позволит проверить интерактивную публикацию на локальной машине перед публикацией.
Для демонстрации новых возможностей Adobe спонсировал майский выпуск Wired (он будет распространяться в App Store бесплатно). Наряду с привычным интерактивом пользователи смогут мгновенно поделиться содержимым журнала в социальных сетях и, при желании, воспользоваться кнопкой «купить» в обзорах продуктов, представленных в издании.
Другие улучшения в СS 5.5 коснулись экспорта в EPUB, PDF и HTML (в частности стили параграфа и символьные стили могут теперь быть транслированы в теги вышеупомянутых форматов), управления структурой документа при помощи Articles panel. У Quark был позаимствована идея Linked text. Инструмент позволяет назначить роли текстовым блокам таким образом, что при замене содержимого в одном из них оно будет аналогичным образом изменено во всех «связанных» блоках. Да… по многочисленным просьбам была добавлена возможность запрещения подсветки краев блоков при проведении над ними курсором. И это далеко не все новые возможности.
Вернемся к DPS. Сервис позволяет работать с разными моделями оплаты, поддерживаются Google One Pass и Apple App Store с возможностью использования собственного сервера. Стоимость подготовки цифровых публикаций состоит из ежемесячной платы за доступ к сервису Digital Publishing Suite и платы за доставку и исполнение публикаций на разных платформах и устройствах, отчисляемые каждый раз, когда пользователь загружает вашу публикацию. Для Enterprise Edition компания цену не озвучивает, а для Professional Edition она составит $495 в месяц плюс $5500 в год.
DPS позволяет интегрировать в мобильное приложение практически любой интерактив, который можно себе представить, по крайней мере тот, который вы можете найти в цифровых журналах сейчас. И в будущем Adobe обещает расширить мультимедийные возможности пакета. Но, честно говоря, когда разработки только начинались, ожидалось большего — большей автоматизации процесса в первую очередь. Сейчас же процесс создания интерактивного приложения представляет собой практически новую разработку еще одного издания. И, собственно говоря, почти весь интерактивный инструментарий (за исключением того, что относится к «трогательной чувствительности» сенсорных планшетов – зуммирование, прокрутка и т.п) присутствовал в InDesign CS5 и без специализированных плагинов.
О поддержке Adobe DPS, естественно, сообщили Managing Editor и Vjoon (K4). Справедливости ради, необходимо сказать, что многие именно систему K4 находят лучшей и ожидают от этих разработчиков наиболее совершенной реализации системы цифрового паблишинга. В числе производителей других решений для цифрового издательства можно упомянуть такие компании как RovingBird (ePublisher Builder, пока однако только под Maк) и Aquafadas (планируется выпуск расширения и для QuarkXPress). Решения для публикации на планшеты предлагают и такие компании как Оnswipe (стартап обещает сделать таблет-паблишинг таким же простым как ведение онлайн-дневников, The-saints (простейший сервис конвертации PDF в iPad-приложение). Это, условно говоря, новички. Но и старожилы рынка, я имею в виду производителей редакционно-издательских систем, конечно, не оставят клиентов без средств публикации для планшетов – Atex, Mediaspectrum, Protecmedia, Saxotech, PPImedia, CoDesCo, Eidosmedia и Alfamedia уже отрапортовали о выпуске своих решений.

Запоздавший экспресс Quark
Вообще, все разговоры о предпочтительности той или иной платформы (в нашем случае — пакета верстки) довольно бессмысленны. Практика показывает, что издатели руководствуются при выборе массой параметров, из которых престиж и удобство пользователей далеко не первые. Так «Форбс» и ряд других не последних изданий остановили свой выбор Quark. Тем более, что QuarkXPres 9 тоже предоставляет средства разработки и публикации для iPhone, iPad и других цифровых устройств. Дополнение App Studio позволяет создавать индивидуально настроенные приложения для iPad и распространять такие приложения через Apple App Store.
<…>
Ценовая политика. Комплект App Studio стоит $4,000, включая лицензию на неограниченное число приложений для iPad, и дополнительно отдельную лицензию на каждый выпуск: $349 – за один, далее по нисходящей. Увы, App Studio не входит в состав QuarkXPress 9.0, но, как обещается, будет доступно вскоре.

Издательский подход
Надо сказать, что многие издатели идут своим путем. Так итальянская Corriere dello Sporte готовит свои выпуски для iPad за 20 минут после дедлайна, используя возможности HTML5, типографский PDF и структурированный XML, который экспортируется из их редакционно-издательской системы Synedita. Затем данные поступают в сервис доставки контента (CDS) компании WoodWing и становятся доступными для подписчиков.
Еще одно решение для публикации на планшеты было разработано издательской группой Bonnier. Издательскую платформу Mag+, которая была первоначально разработана для цифрового издания Popular Science, можно свободно загрузить с сайта magplus.com. Ее уже используют 25 издательских домов. Кстати, как сообщает компания, Popular Science за год планшетного существования заработал порядка $400000 (было продано более 10000 подписок). Самое время вспомнить российский Cosmo, и задуматься о нынешней популярности цифровых изданий среди пользователей, сравнив цифру с бумажным тиражом.
Вернемся к Mag+. Платформа подкреплена наглядным руководством пользователя (прочитал с удовольствием, рекомендую), обучающими роликами, и позволяет пользователям создавать столько, сколько они хотят бесплатно, просматривать содержимое на их iPad, и платить только тогда, когда они готовы опубликовать свое издание для всех. Пакет стоит $2500 и включает право неограниченной публикации контента в течение пяти месяцев. После этого, издателям предлагается $500 в месяц. Такая бизнес-модель.
Стоит заметить, что и Adobe, и Woodwing, и Quark предлагают похожие схемы. Основное сходство, если не вдаваться в стратегию и разницу ценовых политик в том, что разработчики от продаж коробочных продуктов переходят к стратегии платных сервисов. Но создать публикацию для «таблетки» можно и с нуля, к примеру, используя веб-базированные инструменты от http://alligatormagazines.com. А если хочется совершенно бесплатного самиздата, то к вашим услугам сервис http://ibuildapp.com. Выбираете шаблон, вставляете имеющееся содержание, публикуете и продаете. Посредством ibuildapp создано уже более 2500 приложений. Этакий аналог Blurb для iPad, только без оплаты и отчислений! Хотя нет, совсем забыл про $99 в кассу Apple. И это минимальная цена входного билета.

Как не жаль, но пора итожить.
Если вспомнить некоторые наши давние публикации, то можно отметить, что развитие digital publishing происходит в соответствии со стратегией кросс-медийных издательств.
Безусловно, особого внимания заслуживает опыт выпуска ежедневной планшетной газеты инициированный Мердоком. Причем изучения заслуживают как успехи, так и ошибки. Рекомендую найти отзыв гуру газетного дизайна Марио Гарсиа и статью Василия Гатова (postjournalist.ru), вице-президента ГИПП, члена Правления IFRA на slon.ru (http://slon.ru/blogs/gatov/post/534758/), в которой он достаточно подробно анализирует эту первую ласточку ежедневных таблет-газет.
А вокруг цифрового паблишинга уже создаются дизайн-бюро и студии по конвертации печатных изданий для планшетов, где дизайнеры и разработчики интерфейсов предлагают свои услуги издателям. Например, Mercury Intermedia, The Wonderfactory, YUDU Media или Paperlit .
<…>
Вопрос отдавать ли материалы на аутсорсинг, учитывая связанные с этим проблемы авторских прав и контроля за производством и распространением, каждый издатель решит по своему. С одной стороны можно на эти деньги приобрести программное обеспечение и штатными силами производить цифровые издания. С другой – может быть сначала без лишних вложений лучше попробовать — «пойдет-не пойдет». Потому что прогноз сколько человек из, скажем, полумиллиона владельцев iPad в России купят или (в случае бесплатного распространения) загрузят именно ваш журнал, вряд ли кто-то рискнет дать.
А между тем грядут планшеты и под управлением Windows, так что разработчики в любом случае без работы не останутся. В общем, не знаю как десятилетие, но грядущий год можно смело назвать годом планшетов.

Александр Шмаков

P.S. И про отношение к слухам… Один мой знакомый директор средней по питерским меркам типографии, уже лет десять в приватных беседах и выступлениях в прессе говорит, что полиграфический бизнес умирает, мы работаем на падающем рынке, прибыли падают, и вообще, мол, ловить здесь нечего. Однако, до сих пор «почему-то» не сдал площади под автопаркинг, парк печатных машин все время наращивает, и что ни год открывает новое направление — препресс-студию, цифровую типографию, книжное издательство, журналы… и прочие «бумажные» вещи. Бумага, оказывается, довольно надежная вещь.

Приводится в сокращении. Полный текст опубликован в журнале «КомпьюАрт» (май 2011 г.)